Европейские предприниматели ожидают увеличение инвестиций в России

Каков сегодня инвестиционный климат в России? Насколько комфортно чувствуют себя у нас в стране иностранные компании? Что им мешает в бизнесе в нашей стране? Ответить на эти важнейшие вопросы помогает исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России». Оно проводится Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) в 9-й раз. С 2011 г. в сотрудничестве с Международным институтом маркетинговых и социальных исследований GfK Rus («ГФК-Русь»).

АЕБ – независимая некоммерческая организация, которая объединяет более 500 европейских и российских компаний, а «ГФК-Русь» - это российское подразделение международной компании GfK, входящей в пятерку аналитических маркетинговых компаний мира.

В нынешнем году в исследовании, проводившемся в апреле методом онлайн и личных интервью с ведущими менеджерами компаний-членов Ассоциации, приняли участие представители 98 фирм и корпораций.

Квинтэссенцией нашего исследования является комплексный индекс АЕБ-ГФК, отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России. Так вот, в нынешнем году этот индекс достиг 120 баллов из 200 возможных. Для сравнения в «провальные» 2014 и 2015 гг. он составлял соответственно 106 и 115 пунктов. Это говорит о том, что сегодня иностранные компании, работающие в России, стали более позитивно оценивать как сам российский рынок, так и свои перспективы на нем.

Определенный позитив по сравнению с предыдущими двумя годами наметился и в желании респондентов инвестировать в экономику России. В 2016 г. значительно уменьшилось число бизнесменов, которые планирует снижение инвестиций. Напротив, 35% участников исследования ожидают увеличения инвестиций уже в краткосрочной перспективе - в ближайшие 2-3 года.

Развитие бизнеса в I квартале 2016 г. относительно ожиданий оказалось значительно лучше, чем в прошлом году - если в 2015 г. почти 40% респондентов ожидали снижения своих инвестиций, то сейчас этот показатель сократился до 27%.

Больше оптимизма, чем в ранее, компании стали проявлять относительно ожидания роста оборотов. Так, 70% компаний из числа опрошенных рассчитывают в 2016 г. на рост оборота (в 2015 г. их было только 55%), а 52% респондентов ожидают роста своих прибылей в течение ближайших 3-х лет (в 2015 г. - 40%).

Росту оптимизма со стороны европейского бизнеса во многом способствует тот факт, что финансовые условия, как считают опрошенные предприниматели, для ведения бизнеса в России приемлемые.

Исследование позволило также выявить основные факторы, которые, по мнению компаний-членов АЕБ, негативно влияют на российскую экономику. В их число респонденты включили: цены на нефть (87% опрошенных), санкции в отношении России (87%), санкции России в отношении ЕС, США и Турции (67%), а также девальвация рубля (60%).

Казалось бы, девальвация должна была сильно облегчить деятельность иностранных компаний, однако этого не произошло. Девальвация рубля отрицательно сказалась на деятельности 74% компаний из числа опрошенных. С другой стороны, достаточно большое количество компаний - 19% - а это почти каждая пятая - говорят, что девальвация рубля оказала на них и позитивное влияние.

Отдельно стоит отметить мнение респондентов о влиянии на бизнес вступления России в ВТО. Если в 2012 г. (до того, как Россия стала членом ВТО) большинство опрошенных прогнозировали позитивный эффект для российской экономики и собственного бизнеса от вступления страны во Всемирную торговую организацию, то сегодня большинство компаний-членов АЕБ отмечают, что не почувствовали изменений для своей деятельности в России.

В целом, по результатам исследования, можно с осторожностью констатировать, что иностранный бизнес снова увидел свои перспективы в России. Приняв новую экономическую и политическую реальность, европейские компании стали планировать увеличение своей деловой активности.

Автор

Александр Демидов

Похожие статьи