Награды за провалы – или почему наша экономика будет и дальше падать

Чем отличается экономическая программа от псевдоэкономичекого бреда, которым нас изрядно кормят последнюю четверть века? Экономическая программа не может быть абстрактной, оторванной от нюансов и специфики каждой отдельной страны. Именно поэтому невозможно автоматически натянуть, например, американскую экономическую программу на российские реалии; так же справедливо и обратное.

Экономическая программа – это по сути директивный план на правах подзаконных или даже законных актов, состоящий из реализуемых задач с четкими ориентирами, критериями эффективности и выходными параметрами. При этом очерчивается круг ответственных лиц как со стороны организаторов, так и со стороны исполнителей. Соответственно под каждую конкретную цель необходимо просчитывать источники финансирования, материальную и инфраструктурную достаточность, наличие технологий, обеспечивающий реализацию плана и состав кадрового резерва.

При этом почти все, что так или иначе вылуплялось в профильных ведомствах в России, было представлено лозунгами и заклинаниями без возможности адаптации плана под российские реалии.

Когда говорят про «развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, проведение модернизации технологической базы, формирование потенциала» и т.д., можно дальше уже не слушать. Такое говорят на автомате, когда нечего сказать. Это слишком абстрактные фразы, применимые к любой стране в любое время, хоть к Зимбабве прямо сейчас.

Вменяемый подход должен быть следующим. Возьмем например сектор машиностроения с подотраслью «производство строительной техники».

Изначально делается анализ всего мирового рынка производства такой техники. История развития, используемые технологии, наукоемкость и капиталоемкость, финансовые показатели компаний, работающих в этом сегменте. Из них формализуется критерии эффективности и конкурентоспособности.

На втором этапе делается анализ места России в сегменте «производства строительной техники». Доля рынка, номенклатура продукции, технологическое сравнение. Из этого впоследствии определяется степень отставания от мировых лидеров.

На третьем этапе формируются целевые ориентиры. Каких промежуточных и выходных параметров надо достичь, чтобы к конкретному сроку занять определенную долю рынка, компенсировав технологическое отставание? Делается сводка необходимых финансовых, материальных, научно-технических ресурсов и кадровых резервов. Учитывая сложность продукции и весь набор необходимых комплектующих и промежуточной продукции – грубо говоря, откуда будем брать комплектующие и как и на чем будем все это производить?

На четвертом этапе сводка необходимых ресурсов сравнивается с наличными ресурсами на данный момент. После чего формализуется спектр задач, достижение и выполнение которых позволит устранить разрыв между наличным и необходимым.

На пятом этапе формируется круг ответственных лиц со стороны организаторов и исполнителей и всем без исключения определяется мера ответствнности.

На шестом этапе создается система оперативного контроля за ходом реализации плана с безусловным наказанием тех, кто отклоняется от установленного перечня задач. Также создается система контроля за качеством исполнения и корректировка промежуточных и выходных параметров в соответствии с экономическими и политическими реалиями.

Похожим образом работали пятилетки во времена Сталина, где каждая экономическая программа имела директивные очертания с вменяемыми критериями.

В текущих же российских реалиях практически все экономические программы профильных российских ведомств пишутся от балды. Цифры с потолка, форма абстрактная, конструктивное содержание отсутствует – де-факто сотрясание воздуха, популизм, бессмысленные лозунги и заклинания. Эти программы невозможно брать на исполнение, потому они не адаптированы к российским реалиям. Что толку повторять из года в год: «необходимо развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»? Ну да, необходимо, кто же с этим спорит, но где внятное содержание?

Однако даже если вдруг появится чудо-программа с полноценным содержанием и грамотным, вменяемым анализом – она все равно не будет работать в России. Потому что, во-первых, нет людей, которые будут это выполнять (кто они?), а во-вторых, в специфике российской вертикали власти абсолютно немыслимо исполнение пятого и шестого этапа, т.е. формирование круга ответственных и создание системы контроля за исполнением с гарантированным наказанием за провал. У нас же никто ни за что не отвечает. Это уже понятно всем и каждому.

Сейчас в России это просто невозможно. Система так устроена, что не предполагает социальных лифтов на основе профессионализма, компетенции и эффективности. Исключения бывают, но именно на правах исключения. Это не норма и не системность. Так получилось, что руководящие посты занимают откровенные ничтожества и зачастую нескрываемые национал-предатели и вредители. Таковы принципы системы, потому что если ничтожества размывать профессионалами, то в долгосрочной перспективе профессионалы выдавят посредственность. А мародеры и жулики этого допустить не могут, потому что кроме как мародерствовать они ничего не могут, вне системы они пустое место – вот и защищают текущее статус-кво как гарантию своих активов, добытых известным путем.

Многие попрекают Сталина: как можно было послать своих сыновей на войну с 90% вероятностью гибели? Ведь Сталин легко мог выписать им инвалидность, отправить в тыл, в какой-нибудь канцелярский отдел, а не на фронт. В чем смысл?

Зачем и почему Сталин подписывал смертные приговоры своим друзьям, соратникам, с кем буквально несколько дней назад работал рука об руку? Это ни в коем случае не безумие и не жестокость ради жесткости.

В условиях несформировавшейся системы, тяготеющей к анархии и произволу очень важно задать принципы справедливости, доверие к системе, уважение к закону. Сталин наглядно показывал, что не бывает богоизбранных, все могут пойти в расход, если нарушат закон или провалят дело, который им доверили. Именно этот прочный фундамент лег в основу государственности, при которой мы сделали великий скачок промышленности, науке и образовании.

В результате жесткого отбора лучших, то есть положительной селекции и конструктивного целеполагания система породила необъятную плеяду выдающихся личностей на самых разных фронтах.

Это такие государственные и военные деятели как Л.П. Берия, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский, В.М. Молотов, Г.Я. Сокольников и многие другие.

Великие физики и математики: И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, В.Л. Гинзбург, С.И. Вавилов, А.Ф. Иоффе…

Конструктора: М.И. Кошкин (танк Т-34), С.В. Ильюшин, П.О. Сухой, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, В.Я. Климов, А.И. Микоян, В.М. Мясищев…

А кого родила нынешняя система? Всякие чубайсы, кудрины, улюкаевы, набиуллины, сердюковы, васильевы и прочие хлыщи, не создавшие для страны ровным счетом ничего. Какая система – такие и ее герои.

Причем ответственный за экономику Улюкаев, который и провалил все, что только можно провалить, награжден медалью «за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны и многолетний добросовестный труд». Набиуллина многократно получала похвалы от высшего руководства РФ. Кудрина назначили курировать экономическую программу с ориентиром на кресло премьер министра в 2018.

Это не просто анекдот – но и самый заразительный пример: в сегодняшней России награждают только тех, кто ее топит!

Сталин за провалы уничтожал, в Китае за них сажает в тюрьму, в США ставят черную метку и отстраняет навсегда от управления – и лишь у нас явным провальщикам вручают госнаграды и премии дают.

Степень оторванности властей от реальности по-настоящему пугает. Они не могут создать не только вменяемую экономическую программу (в том числе из-за дичайшей некомпетентности большинства экономистов и финансистов), но и принципы ответственности за неисполнение порученного дела.

Вместо того – награды за провалы!

 

 

http://spydell.livejournal.com

Автор

Spydell

Похожие статьи