«Дроны. Оружие XXXI века»

Недавно в издательстве «Вече» вышла книга военного историка, писателя и публициста Александра Широкорада «Дроны. Оружие XXI века».

Радиоуправляемые морские и воздушные дроны появились в конце Первой мировой войны. Однако из-за технического несовершенства их применение тогда было крайне ограниченным.

В конце ХХ — начале XXI веков произошла революция в области систем управления, навигации и двигателестроения. Результатом её стало превращение дронов в оружие, роль которых в современной войне сопоставима с артиллерией, танками и авиацией.

А вот в Спецоперации дроны, действующие как самостоятельно, так и в симбиозе с артиллерией, стали решающей силой в боевых действиях. Действия авиации имеют второстепенное значение, а танки в 2022—2023 годах превратились в самоходные орудия ближнего действия или в САУ непосредственной поддержки пехоты.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из книги «Дроны. Оружие XXI века».

Советский «Глобал Хоук»

В 1970-х годах в ОКБ Мясищева была начата работа над высотным БПЛА «Орёл». В 1986 г. к работам по теме «Орёл» (уже на новом техническом уровне) вернулись. Аппарат, проектируемый ЭМЗ им. В. М. Мясищева и получивший индекс М-62, предназначался для решения широкого круга информационных задач, должен был обладать практическим потолком 20 км и продолжительностью полёта до 33 часов.

Фото: БПЛА М-62.

В процессе работ над БПЛА разработали около 10 различных его конструктивных схем, параллельно примеряя к нему твердотопливные, турбореактивные, двухконтурные турбореактивные и даже поршневые двигатели. Их число также варьировалось от одного до двух, в зависимости от варианта.

Именно с последним была проблема — в СССР просто не было двигателей, которые могли бы непрерывно работать на высотах в 20 км более суток. Самолёт с высокорасположенным крылом большого удлинения предполагалось в итоге оснастить двумя поршневыми турбокомпрессорными (турбопоршневыми) двигателями ТПД-20. В конструкции планёра широко использовались лёгкие композиционные материалы. В середине 1991 г. проводились испытания динамически подобной модели М-62, однако в 1993 г. из-за отсутствия финансирования программу «Орёл» свернули.

С конца 1990-х годов в ОКБ «Сухой» велась разработка высотной системы БАС-62. 25 таких аппаратов, по расчётам специалистов, способны создать над Россией сплошное радиолокационное поле. Большая высота полёта позволяет контролировать прилегающие районы на глубину более 500 км без пересечения границ. Для прикрытия зоны диаметром более 1000 км достаточно всего двух БПЛА, получивших название С-62.

Беспилотный высотный самолёт С-62 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с прямым крылом сверхбольшого удлинения и фюзеляжем двухбалочной схемы. К центропланной части крыла крепится двухкилевое вертикальное оперение, между которым расположена силовая установка.

Выбранная компоновка обеспечивает С-62 высокий уровень аэродинамического совершенства (его аэродинамические качества приближаются к соответствующим параметрам спортивного планера-парителя).

Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-1700 с тягой 1700 кгс. Они размещены в спаренной мотогондоле, расположенной на коротком центральном пилоне над крылом. Для увеличения продолжительности полёта рассматривается возможность обеспечения дозаправки БПЛА в воздухе.

В отличие от американского «Глобал Хоука» и других тяжёлых БПЛА, для эксплуатации которых необходимы аэродромы с бетонным покрытием, С-62 можно отнести к летательным аппаратам безаэродромного базирования. Взлёт осуществляется при помощи катапульты, а посадка — «по авианосному» на площадку 600 × 60 метров.

ТТД высотного БПЛА С-62

Размах крыльев, м

50

Длина, м

14,4

Взлётный вес, кг

8500

Полезная нагрузка, кг

1000

Крейсерская скорость, км/ч

400

Максимальная скорость, км/ч

500

Время полёта, час

не менее 24

Транспортировка всего комплекса осуществляется в стандартных 40-футовых (12,2 м) контейнерах, предназначенных для перевозки железнодорожным, авиационным, автомобильным или морским транспортом. Система высокомобильна, способна к быстрому развертыванию.

Увы, С-62 тоже не поступил на вооружение з-за недостатка финансирования.

Агентство СЗК

 

Автор

Агентство СЗК

Похожие статьи