Как Чехову попасть в Ялту?

При жизни у Антона Павловича проблем не было — курьерский поезд из Санкт-Петербурга через Москву. Вагон 1-го класса — современный СВ «отдыхает».

И вот Чехов в Севастополе. Далее альтернатива — идти в Ялту на пароходе, который отправлялся через каждые 4 часа, либо на дилижансе. Свершилась революция. И в начале 1920-х годов Чехов в компании с Маяковским и Булгаковым тем же путём добирался бы до Севастополя. А там помимо парохода и дилижанса были роскошные по тем временам автомобили.

В начале 1950-х годов Антон Павлович мог бы заказать такси к своему дому на Садовой-Кудринской в Москве и доехать до своего дома в Ялте. Автомобиль-такси ЗИС-110 с открытым верхом довёз бы Чехова за 25 часов, включая ночёвку в комфортабельной гостинице.

Альтернатива такси — комфортабельный самолёт Ил-14 (сам летал). А с 1960 года в Симферополь летал реактивный Ту-104. Полёт на Ту-104 в 1960-х годах занимал 1 час 40 мин. В СССР время регистрации в аэропорту не превышало 15 минут. Сам в 1971 году сел в Кишинёве на Ту-124, прибыв в аэропорт за 3 минуты до взлёта.

Теплоход «Маршал Кошевой» в входит в Севастопольскую бухту. 2011 г. Фото автора

В Симферопольском аэропорту человек мог за несколько минут дойти вертолёта Ми-4 и максимум через полчаса попасть в любую точку Крыма. А сейчас с учётом всех дурацких формальностей и проволочек при регистрации, увеличении времени полёта самолётов и т.д., выйдя в 7 утра из дома в Москве, в Ялту попадёшь не раньше 8 вечера.

В связи со спецоперацией Симферопольский аэропорт был закрыт. Чтобы компенсировать число пассажиров, ежедневно прилетавших в Симферополь, сейчас нужно пустить в Крым 50 поездов, а сейчас из Москвы ходят 5, да и то не каждый день. Если в поезде есть вагон СВ, то один, и билет туда купить невозможно. Большинство вагонов — плацкартные.

Риторический вопрос, поехал бы Чехов в плацкарте двое суток, да ещё под вопли многочисленных детей?

«Маршал Кошевой», ныне «Викинг Акун», стоит среди других «Викингов» в Уткиной гавани в Санкт-Петербурге. 2021 г. Фото автора

Я вчера спросил у ялтинского бизнесмена, верно ли, что доходы от туризма в Крыму упали в два раза? Он ответил: «На 70—80 процентов. Крым в транспортной блокаде». А полуостров и так с 2014 года — дотационный регион РФ. 

А главный доход Крыму всегда давали не великие князья и не палаточники, едущие в Крым на стареньких автомобилях со своей едой. Основной доход полуострову приносили Чеховы — писатели, художники, адвокаты, инженеры и т.д.

Итак, в Москве и других городах есть миллионы Чеховых, лишённых возможности отдыхать за рубежом или комфортно добраться в Крым.

Сразу три теплохода пр. 301 пришли в Севастополь. Два стоят в Артбухте и третий на Морвокзале. Август 2008 г. Фото автора

А можно ли хотя бы частично исправить ситуацию в условиях спецоперации? Можно. Но этому мешают сотни чиновников из Министерства транспорта РФ. Идёт спецоперация. Солдаты гибнут в боях за Россию. Нищие пенсионеры тяжело вздыхают, но с пониманием относятся к взлёту цен. А вот чиновники — дураки и перестраховщики — принципиально не хотят перестраиваться.

Подрыв Крымского моста 8 октября стал неожиданностью только для дураков. ВСУ располагают дальнобойными ракетами, как своими, так и американскими, способными достичь Крымского моста. Взрыв опор может быть произведён различными способами и с моря, начиная от использования нейтральных сухогрузов и до подводных дронов.

Почему никто заранее не предусмотрел альтернативные пути доставки в Крым людей и грузов? Выдумывать велосипед тут не обязательно. Пушкин попал в Крым морем, морем туда попадали и цари, и грузы. Даже после ввода в 1874 году железной дороги большая часть грузов в Крым шла морем.

Начну с экзотики. Речные четырёхпалубные теплоходы способны за навигацию доставить в Крым около 300 тысяч отдыхающих. Это что, фантазия автора?

Сразу три теплохода пр. 301 пришли в Севастополь. Два стоят в Артбухте и третий на Морвокзале. Август 2008 г. Фото автора

Автор сам шесть раз, с 1992 по 2012 год, ходил по маршруту Киев — Одесса — Севастополь. А были ещё маршруты Киев — Ялта. В месяц украинские четырёхпалубные речные теплоходы делали около 30 рейсов. Навигация с конца апреля по октябрь. Таким образом, с 1992 по 2013 год украинские речные пароходы совершили около трёх тысяч рейсов в Крым. И замечу, за всё время не было ни одной не то что катастрофы, но даже аварии.

Позже почти все украинские четырёхпалубники были проданы российским компаниям и сейчас ходят по Волге. Почему же они не могут дойти из Ростова-на-Дону до Ялты? Путь по Чёрному морю от Керченского канала до Ялты в пять раз короче, чем от Днепробугского лимана до той же Ялты.

Если чиновники думают, что по Чёрному морю речные четырёхпалубники могут ходить только под жёвто-блокитным флагом, а под триколором обязательно утонут, то пусть пустят теплоходы не до Ялты, а только до Керчи. Там отдыхающих будут ждать комфортабельные автобусы, которые довезут их до любого места в Крыму.

Долго идти до Крыма? Из Петербурга — 15 дней, из Москвы — 12 дней, из Нижнего Новгорода — 8 дней, из Саратова — 5 дней. Но зато какая дорога! Без всякого Крыма на круизы Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону хорошие каюты раскупаются за год. Благо, самолёты пока ещё летают и в Нижний, и в Саратов.

Теплоход «Генерал Ватутин» входит в Артбухту. Севастополь. 2013 г. Фото автора

А почему в крымские порты Керчь, Феодосию, два порта в Ялте, Севастополь и др. не идут сухогрузы и наливные суда? Неужели на автомобилях через мост везти грузы дешевле?

Если РАО РЖД не желает отправлять поезда в Крым, то пусть сдаст подвижной состав в аренду другим компаниям. А если нет, остаётся его конфисковать. В поездах увеличить число вагонов купейных и СВ. Для пожилых людей и лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями ввести в составы по несколько «вагонов тишины».  Билеты у нас продаются по паспортам, и в «вагоны тишины» продавать билеты только лицам старше 18 лет.

Самое страшное на пути в Крым — это тотальный ремонт дорог в районе Ростова и петляние по двухполосным дорогам местного значения от Ростова и почти до Крымского моста. И вот перед вами фура или сельхозтехника, и вы двигаетесь несколько километров со скоростью 20—30 км/час. По таким дорогам приходится ехать 4—5 часов.

Теплоход «Зiрка Днiпра» в Артбухте Севастополя. 2008 г. Фото автора

Почему бы на время спецоперации не ставить в небольших селениях вдоль дорог высокие заборы и наземные переходы? Это позволит увеличить скорость движения   с 30—40 км/час, до 90.

Пора лимитировать движение фур и сельхозтехники. Например, направлять их по альтернативным дорогам, а если оных нет, то пускай фуры ездят ночью (с 22.00 до 6.00), как это сделано в Москве и других городах.

Нельзя ли во время спецоперации прекратить любой плановый ремонт дорог на пути из Москвы в Крым? А на аварийные участки дорог собирать всю имеющуюся технику и работать круглосуточно. Я двое суток по 12 часов ехал из Москвы в Крым и на участках ремонта в большинстве случаев не видел ни рабочих, ни действующей техники.

По пути я видел сотни сотрудников ГИБДД, стоящих «руки в боки», иногда по 10 человек рядышком. Нельзя ли хотя бы четверть из них отправить регулировщиками, например, на нерегулируемые перекрёстки дорог местного значения?

Естественно, молодые сотрудники министерств и ведомств могут придумать ещё целый ряд эффективных мер для ликвидации транспортной блокады Крыма. Им большие премии и продвижение по службе. А те, кто допустил транспортную блокаду, пусть ищут иное место работы.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи