Кому принадлежит Северный морской путь?

До 1982 г. вся Арктика делилась лишь пятью странами — СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой — на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями — обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. 

Арктика – чья она? 

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г., которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Безусловно, подписанная СССР конвенция от 1982 г., равно как и ратификация этой конвенции РФ в 1997 г., были непростительными ошибками.

26 февраля 1997 г. президент Ельцин подписал федеральный закон № 30-Ф3 о ратификации конвенции по морскому праву. К «джентльмену удачи» Борису Николаевичу даже не подходит логика Василия Алибабаевича: «Все побежали, и я побежал». Ведь США до сих пор не (!) подписали этой конвенции. Ну а главное, ее не подписала матушка Природа.

Конвенция 1982 г. худо-бедно подходит к Атлантике, Тихому и Индийскому океанам. Там и до конвенции за пределами территориальных вод свободно ходили корабли, а за пределами экономических зон рыбаки ловили рыбу, велись установки буровых платформ для разведки и добычи полезных ископаемых. Транспортировка грузов по теплому океану — самая дешевая.

А в Российском секторе Арктики по Конвенции 1982 г. России принадлежат все без исключения острова, а нейтральной территорией является центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.

Добраться туда, за исключением краев Русского сектора, можно, только используя Северный морской путь и заходя в территориальные воды России. Через полюс в Русский сектор на самолетах или подводных лодках можно доставлять полярные станции, исследовательское или шпионское оборудование. Но любое экономическое использование спорных вод в приполюсных районах Русской Арктики технически невозможно.

Замечу, что болтовня прожектеров от науки о быстром таянии льда в Арктике за последние 2—3 года заметно утихла. Такое потепление в Арктике, чтобы можно было транспортным судам ходить через полюс — ненаучная фантастика.

Любопытно, знали ли те, кто подписывал Конвенцию 1982 г., что секторные границы СССР в Арктике были стабильными, а сейчас они стали плавающими? Откроют ученые новый хребет, и РФ или Канада объявляют огромный кусок Арктики своей экономической зоной.

В Российском секторе Арктики наши ученые с 1997 г. открыли несколько десятков островов, ставших территорией РФ, и «закрыли» несколько островов, оказавшихся многовековыми ледяными полями.

Подумаешь, кому нужны безлюдные гористые острова? Но присоединение острова-скалы дает державе 1172 кв. км (!) территориальных вод. А остров размером в 10 миль приносит уже 2250 кв. км и т.д. На дне этих вод могут быть углеводороды и другие полезные ископаемые. И в свои территориальные воды Россия вправе никого не пускать. 

Севморпуть: от поморов до наших дней 

Кому принадлежит Северный морской путь? Для наших отцов, дедов и прадедов это был самый легкий вопрос на уроке географии. Поморы еще в XIV в. ходили к Новой Земле и Груманду (Шпицбергену). В 1640-1668 гг. атаман Семен Дежнев прошел на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции в 1734-1741 гг. русские морские офицеры произвели съемку берегов вдоль всего Севморпути.

17 декабря 1932 гг. постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган - Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания по этому пути.

Ценой огромных затрат и гибели сотен людей в 1932-1991 гг. был создан хорошо оборудованный Северный морской путь с десятками портов и аэродромов. При этом в 1932-1991 гг. кроме советских по Севморпути не проходило иных торговых судов.

В ходе Второй мировой войны иностранные гражданские и военные суда как с разрешения, так и без разрешения (германские) заходили в Советский сектор Арктики. Но все заходы делались в военных целях.

В 1991 г. иностранным судам был разрешен проход по Севморпути. Однако первые два иностранных судна прошли там лишь в 2009 г. В 2011 г. их оказалось 34, в 2012 г. - 46. Ну а далее число судов, идущих транзитом по Севморпути, снизилось до 18 (!) в 2015 г.

Для сравнения, через Суэцкий канал в 2011 г. проследовало 18 тысяч судов! Ну а 6 августа 2015 г. был открыт второй Суэцкий канал, проложенный параллельно старому. В итоге пропускная способность Суэцкого канала возросла, а время прохождения его сократилось.

Так что по Севморпути в ближайшее десятилетие предвидится от силы 10-30 сквозных рейсов в год.

30 апреля 1999 г. в РФ были введены в действие правила плавания в акватории Северного морского пути. Согласно им, в акватории Севморпути действует разрешительный порядок плавания судов. Выдача разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути осуществляется Администрацией Севморпути на основании заявления судовладельца.

Тем не менее, США, Норвегия и ряд других стран официально считают, что Севморпуть является международным морским путем. Коммуникации Арктики-де являются «общим достоянием всего человечества».

Вопреки прогнозам новоявленных Жюль Вернов, льды таять не желают. И Арктика по-прежнему периодически показываем миру свой крутой нрав. Так, 4 сентября 2013 г. в проливе Матисена к северу от Таймыра норвежский танкер «Нордвик» водоизмещением 6409 т налетел на льдину. «Нордвик» имел класс ледовых усилений Ice-1 (L4) и имел разрешение плавать по Севморпути самостоятельно (без ледоколов). Тем не менее, танкер принял много воды и едва добрался до Мурманска четырехузловым ходом.

Рамки статьи не позволяют остановиться на канадско-российском споре о шельфе у хребта Ломоносова. Но, так или иначе, ясно, что добыча нефти и газа в Русском секторе Арктики за пределами 200-мильной (370-километровой) российской экономической зоны физически невозможна без технической помощи РФ и использования Севморпути. А Севморпуть во многих местах проходит через территориальные 12-мильные воды России, и Москва вправе решать, кого пускать туда, а кого нет. 

Запад хочет «интернационализации» Севморпути 

Для Запада главное - уничтожить Россию, и ради этого они жертвовали, жертвуют и буду жертвовать своими экономическими интересами.

В Арктике ситуация аналогична майдану. Никто из владельцев немногочисленных иностранных судов, проходящих по Севморпути, не жалуется. Все довольны российскими правилами. Между тем Белый дом требует интернационализации пути и готовится к арктическим авантюрам.

Повторяю, никаких экономических дивидендов ни США, ни ЕС, ни страны Азии не получат в случае интернационализации Севморпути. Цель США - создать военную угрозу России с Севера - это программа-минимум. А программа-максимум - захват Сибири, за чем последует развал всей России.

Пентагон планирует ввести на Севморпуть десятки крейсеров и эсминцев - носителей крылатых ракет «Томагавк» и систему ПРО «Иджис». На борту каждого находятся 90 универсальных установок вертикального пуска. Тип ракет варьируется от задач, поставленных кораблю.

Система ПРО «Иджис» может сбивать на восходящих траекториях российские МБР, запущенные в шахтах пусковых установок и атомных подводных лодок. Замечу, что все наши МБР запрограммированы на полет через Северный полюс.

Крылатые ракеты «Томагавк» имеют дальность 2200 км и с трассы Севморпути могут поражать почти всю территорию России, включая Москву, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и т.д.

Ну а программа-максимум - это отторжение от России Сибири. Наши СМИ пишут о Севморпути в основном как о транзитном пути из Мурманска во Владивосток. Но подавляющее число судов на трассе не совершают сквозных рейсов, а везут грузы в Сибирь и обратно.

В Сибири 12 судоходных рек текут с юга на север и впадают в Северный Ледовитый океан. И если в 1920-х годах снабжение Якутии лишь на 10% шло с Северного Ледовитого океана, то в середине 1940-х годов оно возросло до 50%. Снабжение шло по Лене и далее по СПМ. То же самое можно сказать о Колыме, Яне, Индигирке, Енисее, Оби и других реках.

Русский Север, где проживает 1% населения РФ, дает 20% российского экспорта!

Взяв под контроль Севморпуть, флот США сможет управлять «Северным завозом». Формально придраться можно к чему угодно, к той же экологии. Торговые суда Запада бесконтрольно будут двигаться вдоль побережья Сибири, подниматься вверх по рекам, вести контрабандную торговлю, осуществлять «гуманитарную помощь», налаживать контакты с сепаратистами.

Нетрудно догадаться, что за большие деньги можно найти кучку людей, требующих «незалежности». Вспомним, как в 2014 г. кучка бандюганов затерроризировала Одессу. А попробует Центр навести порядок, по Севморпути и рекам Сибири приплывут американские морпехи в «голубых касках ООН».

Итак, интернационализация Севморпути для России станет реализацией пословицы: «Коготок увяз — всей птичке пропасть».

Отличным ответом на санкции Запада могло бы стать введение жесткого контроля за всеми некоммерческими иностранными судами, входящими в район Севморпути. Речь идет о полном досмотре оборудования, документации и т.д. А пока получается, что Россия сама оплачивает вояжи шпионов, гринписовцев и прочей дряни в наш сектор Арктики.

Замечу, что государственные субсидии только на содержание атомных ледоколов в 2009 г. составили 1800 млн. рублей. А сколько стоит содержание дизельных ледоколов, научно-исследовательских судов, метеорологических станций и т.д., без функционирования которых невозможно движение по Северному морскому пути? 

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства ФинЭк

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи