Михаил Кац: Не плюй против ветра, не надо

В преддверии судьбоносного, как считают многие, саммита НАТО в Варшаве, небезынтересным будет сравнить высказывания нынешнего генсека Столтенберга и предыдущего – Расмуссена.

Столтенберг старается сохранять дипломатический такт, с одной стороны, указывая на военную угрозу, исходящую из России, а с другой – призывая к политическому диалогу с ней. Причем «российская угроза» преподносится как аксиома, не требующая доказательств. И это – отдельно. А сотрудничество – на скором заседании Совета Россия - НАТО. И это тоже – отдельно.

Расмуссен «иллюзий» в отношении России не питает и ни к какому диалогу не призывает. С своей статье, опубликованной в Newsweek, он пишет: «Экономические санкции и военное сдерживание — это две стороны одной медали». И призывает союзников принять решение о размещении большего количества войск на территории стран Восточной Европы, в том числе постоянных наземных, воздушных и военно-морских сил.

Отставной «ястреб» считает, что европейские члены НАТО должны увеличить оборонный бюджет до двух процентов ВВП, сократить отставание от Америки в оборонной сфере и таким способом «послать позитивный сигнал следующей администрации США».

Отчего-то прислушиваться тянет больше к Расмуссену, которому терять нечего и который ведет себя в отношении нашей страны как старый, добрый враг. Следует, очевидно, ожидать крупнейшего усиления альянса со времен холодной войны. Расходы вырастут на 8 млрд. долларов, а система ПРО будет выведена на начальный уровень готовности.

Устами своих дипломатов на разных уровнях, включая постпреда РФ в НАТО, Россия предупредила коллег из НАТО, а заодно и всех других заинтересованных лиц о том, что ответом на такое расширение военной инфраструктуры может стать серьезное усиление военной группировки на западных границах, вплоть до размещения в Калининградской области оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», способных держать под прицелом территорию в радиусе до 500 километров, если кому-то нравится жить под прицелом.

Вопль недоумения исторгся со стороны атлантических «партнеров». Американский генерал Филип Бридлав немедленно подчеркнул, что сообщения СМИ о размещении вблизи границ Евросоюза комплексов "Искандер" вызывает беспокойство НАТО.

Как же так? Это неадекватно предлагаемым со стороны НАТО военным вызовам!! А кто сказал, что все будет адекватно? Солдатик сюда, и мы солдатика сюда? Батальон туда, и мы туда батальончик? Ответ может и должен быть неадекватным или, как принято сейчас говорить, ассиметричным, чтобы впредь неповадно было.

Тем более что никаких вразумительных объяснений по поводу усиления группировки альянса, как и по поводу размещения ПРО в Восточной Европе, так и не последовало. Достаточно посмотреть на карту: насколько с начала 90-х годов выросли границы НАТО и насколько – России. Или задаться вопросом: в какой степени «нестабильность на Востоке Европы», которой запугивают европейского обывателя, коррелируется с былой «нестабильностью на Юге» – в Ливии, Ираке, Сирии, – с которой альянс справился настолько успешно, что Старый Свет захлебнулся в потоках беженцев с Ближнего Востока?

Так каких же разъяснений в таком случае они ждут от нас?

Конечно, три российские армии – 1-я танковая, 6-я и 20-я общевойсковые – и усиление Балтийского флота 11-м армейским корпусом, двумя боевыми кораблями, катерами различного назначения, новейшими системами залпового огня и средствами ПВО – это, с виду, несопоставимо с четырьмя натовскими батальонами на восточных рубежах Евросоюза. Но все познается в сравнении.

За последнее время альянс более чем вдвое увеличил количество учений у сухопутных рубежей с Россией, а также в Черном и Балтийском морях. В Восточной Европе нашей стране противостоят около 30 боевых самолетов, примерно 1200 единиц бронетехники и свыше 1 тыс. личного состава. Особое беспокойство у российских военных вызвало размещение в Румынии элементов системы ПРО США, т.к. пусковые установки противоракетного комплекса Aegis Ashore могут быть использованы и для размещения крылатых ракет Tomahawk. Еще один такой комплекс сооружается в Польше.

И ничего. Не раз и не два России было высокомерно указано, что в своих границах НАТО будет делать то, что считает нужным, без каких-либо консультации. Тогда чего же они хотят от России, которая, как известно, в НАТО не входит? Объяснений, что ли? Понимания?

Впрочем на днях один раз, но очень весомо, министр обороны России Сергей Шойгу все-таки ответил озабоченным партнерам из НАТО: "Недавно большой шум поднялся о том, что мы куда-то не туда поставили "Искандеры". На территории Российской Федерации куда хотим, туда и ставим"… Коротко и ясно. Точка.

 

Михаил Кац, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство ФинЭк

Михаил Кац

Похожие статьи